«Слушай, если ты мне
клиентов подгонишь, двадцать процентов от заказа — твои!» - басит в трубку
бывший однокурсник, который ныне занимается полиграфическим бизнесом.
Коммерческая деятельность меняет людей: они начинают видеть в окружающих
потенциальных клиентов или деловых партнеров. Даже в бывших
друзьях…
Помню,
как в эпоху «дикого капитализма» подруга приносила мне на продажу китайские зонты, которые привозил
откуда-то ее знакомый. Я сдавала их в коммерческий магазин, кажется, по 350
руб. 50 оставляла себе, остальное отдавала подруге. Магазин продавал по 450.
Правда, такой «бизнес» продолжался недолго: партия зонтов у знакомого иссякла,
а новой он из Китая не привез. Позднее подруга призналась мне, что вся партия
была бракованной, просто брак не всегда выглядел очевидным.
Действительно, пару раз зонты
возвращали в магазин. Но в целом ими можно было пользоваться, поэтому вся наша
семья тоже обзавелась этими дешевыми изделиями, которые, правда, через
несколько месяцев начали ломаться… Как говорится, не обманешь – не продашь!
На встрече бывших одноклассников
некоторые с заговорщицким видом совали соседям по столу визитки: рекламное
агентство, фирма по продаже сигарет, компания, занимающаяся автоперевозками…
Втайне каждый обладатель визитки надеялся, что ее получатель если сам не
позвонит по указанным телефонам, то хотя бы порекомендует услуги кому-то
другому.
Как-то в торговом
центре встретила давнюю знакомую. До этого мы много лет едва здоровались. А тут
она очень приветливо пригласила меня зайти в свой только что открывшийся
часовой бутик. На этой почве и произошло сближение: если мне надо купить новые
часы, поменять ремешок, батарейку и проч., я иду прямо к ней. Тем более что
бывшая приятельница всегда сделает скидку. Можно и поболтать с ней о том о сем,
но если появится покупатель, она ненавязчиво намекнет, что пора бы восвояси…
Как-то на улице меня
остановила подруга детства. Мы не общались лет 20. В ходе разговора она
упомянула какие-то витамины, которые, по ее словам, жутко полезны. И
добавила, опустив глаза: «Я, конечно, не хочу специально рекламировать, но
витамины действительно очень хорошие… И тетя моя как раз занимается их
распространением. Сама недавно упаковку взяла…»
Вера Максимовна, интеллигентная, начитанная женщина
когда-то работала детским врачом. Чтобы прокормить двоих детей, стала торговать. Сначала –
семенами и рассадой, потом пищевыми добавками, потом одеждой… «Посмотри, какие
кофточки!» - зазывает она меня, когда я прохожу мимо стола, где выложен ее
товар. И только потом спрашивает о делах.
Есть у меня еще знакомая Галя. Умный, образованный,
довольно интересный человек. Но звонит она мне только, когда получает новый
каталог (Галя торгует косметикой одной известной фирмы). Чтобы
поинтересоваться, не выберу ли я себе что-нибудь.
Вы замечали, как у людей меняются голоса,
когда они расхваливают свой товар? Голос становится таким
вкрадчивым-вкрадчивым, мягким, обволакивающим. Каким-то неестественным. Мне
всегда кажется, что коммерсанты – это люди особого сорта. Всегда стоящие по ту
сторону прилавка и рассматривающие тебя лишь как потенциального покупателя.
Наверное, у
таких людей иное мышление. Они начинают видеть потенциального клиента в каждом.
Именно на этих принципах держится сетевой маркетинг: человек строит свой бизнес, используя круг родных и
знакомых.
Не стоит
удивляться, если вам позвонит приятельница "из прошлой жизни", с
которой вас уже лет десять ничего не связывает, и после приветствий и обмена
информацией, у кого как дела, нерешительно скажет: «А тебе куртка новая не
нужна? А то я как раз продаю…» Или начнет хвалить какое-то чудодейственное
лекарство от всех хворей, а потом признается, что у нее есть лишняя упаковка, и
она уступит вам со скидкой…
Такие люди очень общительны и заинтересованы в расширении круга знакомств. Мой бывший сокурсник, который занимается
полиграфией, посещает все доступные ему тусовки в надежде раздобыть заказы. Он
даже знакомится с пассажирами в метро, чтобы лишний раз кому-то подсунуть свою
визитку: а вдруг клюнет?
Мой
покойный отец презрительно называл их «торгашами». В Советском Союзе общаться с
ними было не слишком престижно, но полезно, так как через знакомого продавца
можно было достать дефицит. В каждом учреждении были барыги, спекулировавшие
духами, колготками, джинсами… А во время перестройки никого не удивляли
кандидаты наук, ездившие челноками в Турцию и Китай и потом продававшие
привезенные шмотки на рынке. Сейчас по меньшей мере половина населения
переквалифицировалась в менеджеры, которые так или иначе продвигают свою
продукцию или услуги… Понятно, что всем жить как-то надо. Но все-таки…
Порой я думаю, что не
зря, наверное, Христос изгнал торговцев из храма… Правильно сделал! Мне хочется
иметь настоящих друзей. Тех, кто будет звонить просто так, а не чтобы
предложить очередной каталог. И настаивать на встрече потому, что я им
интересна, а не в надежде, что я куплю у них какие-то шмотки. А клиентов пусть
ищут в другом месте.
Автор: Арина Люсина
|